5 января 2014 г.

Как я решил стать мотоциклистом и что из этого вышло №7 (рассказы дилетанта)




Шестая часть тут....

Не писал несколько месяцев, так что произошло много событий и изменений которые нужно было бы все конечно описывать сразу, но... Зато теперь есть о чем написать :)




Итак, пишу 5го января, вспоминая все что произошло..





Первая попытка.
Первого сентября был страшнейший туман. Смотри карточку сверху которую я сделал по пути в ГАИ. Приехал. У железных ворот толпа, сдают автошколы и подготовившиеся самостоятельно (тогда было еще можно), автомобилисты и собственно мотоциклисты. Нужно сказать, что мотоциклистов (точнее кандидатов на получение категории "А") видно сразу одухотворенные лица, нимбы над головами, томики Гёте в руках они стоят несколько не смешиваясь с толпой остальных, сколько туда ходил никогда не путал в толпе сдающих на мотоцикл с другими. Сосредоточимся на самих попытках. Все как и было описано в соответствующей литературе. Из за железных ворот выглядывает человек и кричит в толпу "Есть на категорию "А"? или "Мотоциклисты есть?". Страждующие подтягиваются, он собирает карточки и уходит. Через некоторое время вызывают внутрь. Я был очень рано с самого начала. Первый запуск. Люди входят человек 10-15. Многие первый раз. Многие как и я никогда не видели "Минска", никогда не видели двухтактных двигателей в работе, никогда не видели в действии отечественную мототехнику. Дали попробовать. Все глохнут, не могут завестись.. Я проехал раз даже не упражнение, а просто кружок.. Времени было мало. Пришел инспектор начался экзамен. Я был пятым или шестым. Передо мной сдал один человек, он сдавал первый раз, но у него был большой опыт вождения советских мотоциклов (кажется у него была своя Ява). Он проехал уверенно. Остальные (некоторые не первый раз), завалили экзамен на разных стадиях.
Подошла моя очередь. Тронулся нормально. Показал поворот. На повороте начал глохнуть двигатель и мотоцикл ощутимо стал валиться. Я, не будь дураком, дал газа как это мне тогда казалось естественным. Не сказать, что сильно много, но оказалось достаточно для того что бы Минск внезапно дернувшись снес ограничительный конус. "Достаточно! Следующее упражнение". Перехожу на следующее. Тронулся нормально. На "змейке" обезжаю конусы, быстро теряется скорость, даю чуть газа, сношу конус. "Приходите в следующий раз" Всё.
Впечатления после первого раза: Они у всех примерно одинаковые.."Как можно на этом ездить вообще?" А уж о том что бы пройти упражнения речи пока и вообще не идет :) Что производит вначале такое впечатление? Надо сказать, что у тех кто как и я учился на японско-китайской мототехнике общие впечатления в основном сходятся. Пишу уже конечно с высоты некоторого опыта сдачи, тогда не понимал этого совсем..
  1. Устойчивость. Минск на маленькой скорости склонен завалится на бочок, что заставляет многих коснутся ногой земли (почему то это не мой вариант ошибки у меня никогда не было).
  2. Потеря скорости. Как только начинается маневрирование, Минск быстро теряет скорость, а удерживать на нем ровный газ не удается. В итоге при потере скорости он или валится или глохнет или ездок дает газ прямо во время маневра, что ведет к потере контроля. (Это особенность приводит к 80% ошибок прохождения площадки)
  3. Общая дубовость к которой надо просто немного привыкнуть. Я учился когда то водить автомобиль на отечественной технике, а потом пробовал иномарку. Вот ощущения один в один. На Ямахе сцеплением можно управлять, на Минске есть "Включено", "Выключено" и "Промежуточное". На Ямахе газ контролируется достаточно тонко на Минске все гораздо хуже. Плюс явно разбитые подшипники рулевой колонки, которые не дают плавно управлять рулем и тд.




Вторая попытка.

Все часы в мотошколе я к тому времени уже откатал. И в школе все получалось. Делали уменьшенную восьмерку. Проходили езду между конусами с переключением передач. Разворот на 180 градусов. В итоге Женя сказал "Молодцы. Мне не стыдно за то как я вас научил!" Действительно, на школьном мотоцикле я чувствую себя довольно уверенно, но пока это не скажешь о ГАИшном Минске. Тем не менее я решил сходить второй раз, парралельно найдя площадку с Минском, потому что чувствовал, что это то на чем обязательно следует поездить.. И это было верное ощущение, скажем забегая вперед.

Вторая попытка была даже хуже первой (после первой то осталось не самое приятное впечатление о своих способностях ). Заглох на старте первого упражнения. Минус. Первое проехал нормально (но чудовищно напрягаясь). На втором снова заглох на старте. Потом на старте же так получилось, что стал заводится уже за линией инспектор заметил что то поговорили.. Змейку завалил как в первый раз. Стандартный вариант многих как мой первый раз. С некоторыми сдающими уже знакомы. Ошибки сдающих становятся видны, но самому избежать их еще не удается. Отправили готовится снова.





Третья попытка.

На другой площадке автошколы я нашел школьный Минск и взял там четыре часа, что бы попробовать его и не терять формы.  Сама площадка была на Крестовском острове, так что ездить туда мне было подальше. Зато там я познакомился с еще одним замечательным инструктором Юрой. Скажем так из четырех часов я провел на Минске (раздолбанном в хлам) только час и то большую часть времени заводя его с толкача, зато Юра дал мне много ценных советов и сказал, что ездить меня научили нормально. Я покатался там на Лифанах и вообще считаю, что это тоже было полезно.

На экзамен в ГАИ прихожу уже не с утра а где то к 10 часам, со многими такими же сдающими мы здороваемся и болтаем. Многие как и я не могут осилить сдачу, но все будут пытаться и будут пробовать снова и снова. Без соплей.
По факту.  Первое упражнение проблема с переключением передач (что то просто недожал в дубовом Минске). Второе ошибка при съезде с колейной доски (там было нужно сворачивать прямо по стрелке, а я почему то решил что нужно дождаться пока заднее колесо съедет с доски) "Ну что же вы! Так уверенно заехали, а съехали куда то в стену. Давайте на восьмерку".  Проехал восьмерку, не слишком уверенно, инспектор заколебался, но потом все же сказал "Вы там на линию наехали, давайте ка в следующий раз". Помню была мысль "Неужели и это недостаточно что бы сдать?" Потом понял, что это действительно недостаточно.


После этого подошел к технику Николаю, у которого как я знал можно поездить на Минске.  Он довольно веселый, грубый и бесцеремонный. В принципе хороший мужик и учить умеет, но явно не все смогут учится у него. Он не из тех кто будет сюсюкать :) И иногда кажется, что он тебе сейчас вломит по башке за ошибки, но у меня были все тренера по спорту такие так что для меня это норм. Записался отъездить у него два часа на Минске. Край города в такой глуши! 



Четвертая попытка

Приехал на площадку к Николаю, где и состоялось моё настоящее знакомство с Минском, где и снизошло на меня озарение и даровано мне было умение Минска и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Минск там был вполне рабочий, только угробленный в усмерть. Заводился он с трудом (нужно было подобрать к нему так сказать нужную амплитуду нажатия). Передний тормоз практически не работал, задний работал очень слабо. Сцепление и газ работали даже несколько более дубово чем в ГАИ. Но оказалось, что это в общем то хорошо. Кто сможет проехать упражнения на нем, тот на нормальном будет чувствовать себя уверенно.

Для начала мне было сказано проехать круг и остановится, потом проехать первое упражнение. Далее в простых русских выражениях мне перед мной распахнулась бездна знаний по управлению Минском.  Итак..
  1. Не надо нажимать на тормоз во время маневрирования - "Зачем жмешь во время движения на тормоз! Прекращай! Иначе сейчас слезешь с мотоцикла и пойдешь домой!" 
  2. Не нужно даже думать о том, что во время движения нужно тормозить -  "Убери ногу с тормоза вообще! Иначе сейчас слезешь с мотоцикла и пойдешь домой!"
  3. Не нужно резко тормозить - "Зачем ты так сильно нажимаешь на тормоз во время остановки, ты что мне мотоцикл испортить хочешь?  Сейчас слезешь с мотоцикла и пойдешь домой!"  
  4. Нужно стараться сделать так, что бы Минск сам остановился там где нужно - "Ты что не можешь газ заранее сбросить и выжать сцепление, что бы остановится там где нужно?"
  5. Не нужно на Минске пытаться держать открытым газ, нужно просто газовать тогда когда надо, то есть езда представляет из себя серию разгонов после которых он сам теряет скорость и только в случае полной остановки ездоку позволено нажать тормоз, а желательно избежать и этого - "Не жми все время на газ! Ты что ездить не умеешь?"
  6.  "Ногой не толкайся когда трогаешься, не на велосипеде!"
 Я был лишен возможности тормозить и было осмотрено как я делаю первое упражнение, после чего было вынесено суждение "Делай первое. Передачу не переключай, тебе до этого год еще кататься". Я делал первое, но так как инструктор ушел передачу переключал резонно посчитав, что года в запасе у меня нет. Минут через 20ть Николай пришел и велел делать все упражнения. Пару раз он вылезал из своей машины и говорил нечто полезное. Когда Минск глох я заводил его с кик стартера. Я не разу не упал и чувствовал себя все увереннее. Не знаю относится ли это только к Минску или вообще ко всем двухтактным моторам или может ко всем советским мотоциклам, но вот что я вынес из этих упражнений..

На Минске (а может и на других мотоциклах) можно ехать  и выполнить все упражнения (а на Минске вообще желательно ехать только так):
  1. Не пользуясь тормозом, более того категорически не рекомендую пользоваться тормозом когда вы поворачиваете или переднее колесо смотрит не прямо по курсу. Все можно рассчитать так, что тормоз вам не понадобится и остановку в нужном месте и вашу скорость. Возможно на дороге быстро меняющаяся обстановка этого не позволит, но без машин со стоящими препятствиями нет проблем рассчитать вашу скорость и траекторию. 
  2. Все упражнения проходятся серией разгонов и естественной потерей скорости Минском. Разгоняйтесь до нужной скорости на прямых участках и проходите повороты за счет инерции. Избегайте на Минске газовать в маневре на маленькой скорости. В змейке есть момент когда мы двигаемся по диагонали между конусами, если нужно можно чуть разогнаться там, но не при объезде конуса. В общем разгон-маневр, разгон- маневр, разгон- сцепление-доезд до стоп линии.
  3. Не давайте скорости упасть до критически малой, на слишком малой скорости догазовать на Минске выполняя маневр получается не всегда. Удерживайте скорость подгазовывая на прямых безопасных участках упражнения. Пройти все упражнения легче на чуть большей скорости, чем на критически малой. В повороте придется доразгоняться возможно только на восьмерке, но и там нужно разогнаться вначале так что бы донабрать скорость во время прохождения относительно прямого участка между петлями.
  4. И еще раз..Тормоз и газ только когда переднее колесо смотрит прямо, а лучше вообще без тормоза.
Я научился на этой развалине проходить все упражнения и (клянусь) после этого пересмотрел свое отношение к этому мотоциклу. Что то в нем есть и он может даже нравится. И уж точно тот кто умеет на нем ездить, пройдет площадку на любом из тех мотоциклов на которых учат.

Кстати экзамен в тот раз я не сдал :) Уж не помню из за чего какая то серия мелких ошибок, ничего критичного. Сам Николай удивился "Что ж так? На площадке так хорошо ездил.."
Зато смотреть как ездят другие на Минске уже доставляет. Ты видишь все их ошибки. И конечно тогда появилась уверенность в сдаче экзамена.


Восьмая часть тут..


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Даниэла Клетте арестована через 30 лет!

Участницу «Фракции Красной Армии» (RAF) Даниэлу Клетте задержали в Берлине. Ей сейчас 65 лет.  Более 30 лет из них она скрывала...